По сюжету, Рид – симпатичный молодой человек, у него есть жена, маленький ребенок и приличная работа. Но уже много лет его преследует маниакальное желание убить кого-нибудь ножом для колки льда. Понимая, что бороться с наваждением все труднее, он решает от него избавиться раз и навсегда – убить проститутку. Рид разрабатывает подробный план хладнокровного преступления. Он предусмотрел всё, кроме того, что по его вызову приедет она, Джеки, работающая в стиле садо-мазо, склонная к суициду, подверженная частой и внезапной смене настроения, романтичная и чокнутая любительница наносить себе и окружающим колотые и резаные раны…
Рю Мураками – японский писатель и кинорежиссер. Лауреат многочисленных литературных премий. Дебютировал в середине семидесятых романом «Все оттенки голубого», который стал сенсацией (тираж – более миллиона экземпляров). Книги Рю Мураками – это жесткая, экстремальная проза, гротеск, обильное использование сленга, неожиданные сюжетные ходы, скандальные темы, темные стороны жизни, герои-маргиналы.
Николас Песке: Я – ненасытный
В 2016 году дебютный фильм режиссера и сценариста Николаса Песке «Глаза моей матери» вызвал сенсацию на кинофестивале «Сандэнс». В то время как критики писали хвалебные статьи, а жюри разнообразных фестивалей вручали ему призы, Песке уже знал, каким будет его новый проект.
Песке: «Собственно, я читал «Пирсинг» как раз тогда, когда снимал «Глаза моей матери». Я, кстати, фанат фильма Такаси Миике «Кинопроба», снятого по Мураками. Я скупил все книжки писателя и просто пожирал их. Мне показалось, что «Пирсинг» может стать идеальным проектом. Потрясающая книга, с захватывающей игрой в кошки-мышки. Я чувствовал, что она позволит мне развить многие вещи в плане стиля и жанра, начатые в моей первой картине, а также освоить новое для меня как режиссера, но присущее всем работам Мураками, – ироничность».
Роман Мураками был опубликован в Японии в 1994 году, а в США – в 2008-м. В сценарии Песке во многом сохранил содержание книги.
Песке: «Только имена героев изменил. Плюс некоторые детали из предыстории убрал, но хотя бы на них намекнул. Структурных изменений не вносил, большинство диалогов оставил. Одна из главных причин, почему я за этот роман взялся, в том, что его прочитать – все равно, что фильм посмотреть. Я листал страницы, а в моей голове уже крутилось кино».
В отличие от монохромности и смертельной серьезности в первой картине, здесь Песке собирался добавить яркости и в изображении, и в интонации.
Песке: «Я – ненасытный киноман. «Глаза моей матери» были данью уважения американским готическим фильмам ужасов 50 – 60-х годов. «Пирсинг» – моя ода итальянским джалло 1970-х. Марио Бава, Дарио Ардженто, Лючио Фульчи»…
Проект развивался быстро. Практически вся команда, работавшая в «Глазах моей матери», собралась снова. Сценарий Песке написал, пока путешествовал с первым фильмом по фестивалям. А затем он сделал следующий важный шаг – нашел оптимальную пару актеров.
Актеры и герои
Об актере на роль Рида, главного героя, Песке долго не размышлял.
Песке: «Мы уже несколько лет дружим с Кристофером. Я знал, что играть будет он, как только начал писать сценарий. Он и в жизни, и во многих ролях, как правило, внешне спокоен, но его лицо передает тьму состояний. В «Пирсинге» часто то, что говорится, не имеет отношения к тому, что происходит на самом деле, и я хотел воспользоваться его умением передать смысл через взгляд, без слов. Еще мне хотелось приколоться над зрительскими ожиданиями. В последнее время его герои – такие крепкие сердитые ребята, а мне хотелось превратить его в красавчика».
Песке и Эббот познакомились в 2015-м на фильме «Джеймс Уайт». Эббот играл главную роль, Песке работал на монтаже картины.
Эббот: «С первого кадра «Глаз моей матери» я понял, что Ник по-настоящему талантлив. Было очевидно, что именно является для него источником вдохновения, но и то, что у него есть свой собственный стиль, а это признак настоящего художника. Мы все находимся под различного рода влиянием, и если вы можете его использовать, но при этом имеете собственный голос – честь вам и хвала».
Некоторые книги Мураками Эббот прочитал раньше, чем Песке предложил ему сценарий.
Эббот: «Мир Рю Мураками потрясающий. Он, на первый взгляд, реалистичен, но какие-то вещи в нем обострены и превращают его в измененную реальность. Мне кажется, в сценарии Ник очень хорошо пересказал историю собственным голосом. Он взял скелет книги и сделал его собственным».
Личность Рида актера увлекла.
Эббот: «Мне понравилось, как в сюжете открываются один за другим его внутренние демоны. Он пытается с ними бороться – это важно. Вы, конечно, думаете, что он психопат. Но ведь он изо всех сил хочет изгнать своих демонов и сохранить семью… Еще до начала съемок мы несколько раз встречались и проходились по всему сценарию. После чего Ник вносил какие-то изменения. Я сказал ему, что хочу играть искренне и реалистично, но обострить интонацию, чтобы Рид получился частью этого странного мира, в котором происходит история. Ник полностью со мной согласился».
Песке: «Когда мы с Крисом впервые вместе прочитали сценарий, то подумали – а фильм-то может получиться классным. Мы много экспериментировали на площадке, чтобы найти правильную интонацию».
Эббот: «Мы снимали разные дубли некоторых сцен (в основном тех, где Рид один). В одном я был психопатом, в другом – играл что-то нейтральное, третий дубль делали комедийным. Это давало возможность Нику при монтаже более точно выстраивать линию героя. А для меня было хорошим актерским тренингом. Это было круто».
С актрисой на роль Джеки, девушки по вызову, которой было суждено стать мишенью смертельных фантазий Рида, вышла совсем другая история. Изначально Песке вел переговоры с Миа Васиковска насчет роли Моны, жены Рида (ее в итоге сыграла Лайа Коста).
Васиковска: «Потом я услышала, что у них за полторы недели до начала съемок что-то стряслось с главной артисткой. Они предложили мне. Я согласилась. Вот такая актерская причуда».
Васиковска, ставшая звездой благодаря главной роли в «Алисе в стране чудес» Тима Бертона, в хоррорах-триллерах снимается много. И почти всегда она – хорошая героиня, противостоящая гадам. «Пирсинг» предоставил ей возможность «изменить карму».
Васиковска: «Я всегда завидовала актерам, играющих монстров. Я сыграла столько здравомыслящих героинь в мире сумасшедших, что очень обрадовалась шансу сыграть чокнутую… Первое впечатление от сценария? Если честно – ужас. Такая мучительная история и героиня такая пугающая, непредсказуемая. Но я подумала: это же интересно. Сценарий на меня очень сильно подействовал, и я решила, что надо играть, не размышляя, инстинктивно подстраиваясь под Криса. Мне кажется, если бы у меня было больше времени для обдумывания роли, у меня бы наверняка поехала крыша».
Песке: «Мне казалось, что Миа – это идеальная Мона, это то, что она обычно играет. Я не сразу сообразил, что абсолютно другую героиню ей будет играть интереснее. Она просто нырнула в эту роль. И теперь я не могу представить, кто бы мог быть на ее месте. Она привнесла в фильм особую интонацию. В общем, без Миа мы бы не справились».
Эббот: «С Миа хорошо не только работать, но и просто общаться на площадке, между дублями. На съемках, бывает, время тянется долго, скука одолевает, пока меняют декорации и т.д. Куда лучше работать с людьми, с которыми тебе весело».
Песке: «Многим режиссерам нравится снимать кино об обычных людях, а мне – о необычных. Когда я смотрю жанровое кино, плохие ребята мне интереснее, чем хорошие. Я очарован героями «Пирсинга» – они оправдывают свои плохие поступки и создают вокруг себя причудливый мир. Это шикарная тема для исследования».
Васиковска: «Здесь много абсурда и очень черный юмор. Теперь от зрителей зависит – будет им смешно или нет».
Мир «Пирсинга»
Среда, в которой обитают герои фильма, крайне специфическая. Действие происходит в демонстративно стилизованном мегаполисе, который раскрашен яркими красками фильмов джалло и тенями фильмов-нуаров. Этот мир вместе с Николасом Песке создавали оператор Зак Галлер и художник-постановщик Алан Ламперт.
Песке: «Я впервые снимал фильм в декорациях. Я пришел к Алану с идеей использования нескольких разных дизайнерских стилей, и мы быстро нашли общий язык. Мы вместе создали этот странный мир, так смешав сцены, поставленные в оригинальных декорациях, с эпизодами, снятыми на натуре – на улицах Нью-Йорка, чтобы вы не смогли различить, где заканчиваются одни и начинаются другие. Кстати, здесь много и японского влияния – дизайн, мебель, картины на стенах».
Эббот: «Эти стильные декорации помогали настроиться и нам, актерам, и создают «настроение странности» всему фильму».
Васиковска: «Это невероятная идея – создать «клаустрофобный» город, который не-известно где находится, где всегда ночь, где все говорят с разными акцентами. Такой международный мегаполис, затерянный в пространстве».
Большой вклад в создание мира «Пирсинга» внес художник по гриму Майк Марино (в его фильмографии «Черный лебедь» Дарена Аронофски, «Избави нас от лукавого» Скотта Дерриксона, «Зеленая комната» Джереми Солнье).
Песке: «Работа с Майком – это величайшая радость. Все, что он делает, выглядит таким реальным! Он – настоящий художник».
Васиковска: «Команда, занимавшаяся гримом, просто удивительная. Она настолько талантливая, что, наблюдая за длительным процессом «рисования» ран и шрамов на моем теле, я восхищалась мастерством, а не страдала от ужасного вида».
Последним фрагментом атмосферного пазла стал саундтрек. И Песке точно знал, что будет использовать только ранее написанную музыку. В ассортимент вошли старые песни (типа «Девушки из Ипанемы») и фрагменты из саундтреков итальянских фильмов ужасов.
Песке: «Я, фанат джалло и меломан, перерыл всю свою огромную коллекцию итальянских саундтреков в поисках музыкального материала для фильма».
Подытоживая
Васиковска: «Я в восторге от фильма и моей роли, потому что никогда прежде ничего такого не играла. Как зритель я не очень люблю хорроры, а как актрисе они дали мне много интересной работы, в том числе и эту».
Эббот: «Думаю, Ник будет одним из выдающихся американских режиссеров. У него есть свой стиль, он знаток кино. Интересно, какие проекты он сделает в будущем?»
Мнения
«Пирсинг» – первый кандидат на звание «хоррор года». Перенос истории японского писателя в стилистику джалло прошел идеально. И ужасно интересно, что будет дальше снимать Николас Песке. «Пирсинг» – фильм эротичный, жесткий, волнующий. Смотреть обязательно. filmpulse.net
Идеальное убийство принимает неожиданный поворот в ошеломительной черной садо-мазохистской комедии Николаса Песке. Фильм снят искусно – с ювелирно точным изображением, с потрясающим саксофоном за кадром, с мастерской игрой Эббота и Васиковской, которые по очереди берут на себя лидерство. Это лучшая роль актрисы за несколько лет. Ее Джеки могла быть этаким чокнутым эльфом-маньяком, но Миа наполнила свою героиню жизнью, чего, скорее всего, не было в сценарии. Мы видим девушку, измученную болью и одиночеством. ее улыбки – это целый мир, в котором и беззащитность, и притворство, и страх. variety.com
Микс из психологического хоррора, комедии и стильного неонуара о бегстве от реальности и опасностях современных любовных отношений. Bloody-disgusting.com
Талантливое и стильное исследование одержимости убийством. Впечатляющая игра Кристофера Эббота и Миа Васиковской, дико смешной и удивительный сценарий по роману Рю Мураками, «новое ретро» в музыке и изображении – Песке умеет рассказывать историю, отвечая зрительским предвкушениям и чувствам. dailydead.com
Один из самых визуально завораживающих и стильных фильмов в программе кинофестиваля «Сандэнс», в котором органично переплелись психологический хоррор, триллер, комедия и кровавая мелодрама. Здесь размываются границы между реальностью и фантазиями. Здесь много напряженных, а иногда – шокирующих – моментов. В изысканном визуальном ряде и режиссуре – умной и уникальной – заметна «дань уважения» Квентину Тарантино, Такаси Миике и Дарио Ардженто. screenzealots.com
Скандальный эротический триллер «Пирсинг» уже с 13 декабря во всех кинотеатрах Украины!