Я перестану шить платья, но не перестану совершать открытия, — сказал в 90-х Юбер де Живанши. — Жизнь похожа на книгу. Но нужно уметь перевернуть страницу.
Юбер де Живанши открыл свой модный Дом Givenchy в 1952 году и первым же показом перевернул мир моды. Покинул свое творение он в 1995-м, за семь лет до этого продав бренд холдингу LVMH.
Модные критики говорили, что аристократичный и камерный Юбер де Живанши в начале 90-х стал неактуален. Эпоха модных концернов, один из которых поглотил и Дом Givenchy, заставила кутюрье в 1995 уступить свою позицию креативного директора и руководителя марки более "молодежным" и коммерческим именам — Джону Гальяно. Затем на посту креативного директора марки были Джулиан Макдональд, Рикардо Тиши, какое-то время Дом возглавлял поклонник французского мастера, самобытный, но совершенно дргуой по духу дизайнер — скандальный британский гений Александр Маккуин. А с весны 2017 года и впервые в истории бренда Givenchy им руководит женщина, британка Клер Уэйт Келлер, которая понемногу возвращает традиции Юбера де Живанши, которому мы обязаны многими модными трендами.
Последний показ Юбера де Живанши в 1995 г. (GIVENCHY HAUTE COUTURE AUTUMN-WINTER 95/96)
Самым важным достижением за всю карьеру Юбера де Живанши является то, что он стал одним из немногих кутюрье, кто после войны вернул Парижу его величие, изысканность, шик и звание "первой столицы моды". А сделать это ему во многом удалось именно благодаря своей музе, Одри Хепберн, с которой они познакомились в 1953 году, сразу после выхода дебютной коллекции мастера. С тех пор Юбер задал несколько трендов, которые изменили моду и стали классикой.
Простые формы и идеальный крой
Наряд из первой коллекции Givenchy 1952 г.
Первое, что он изменил в моде - избавил женщин от корсетов. Первая коллекция дизайнера вышла в 1952-м году и определила новый взгляд на моду (new look). Тогда он представил модели платьев с тонкой талией и пышной юбкой до середины голени. На первый взгляд они напоминали платья из легендарной коллекции Дома Dior 47-го года. Но разница была существенная. Диоровские платья создавали силуэт "песочных часов" благодаря тугим корсетам. Живанши же избавился от них, ведь считал, что они не нужны. Живанши учился мастерству портного у великого кутюрье Кристобаля Баленсиага, который показал ему, что главное в платье - не декор, а четкие линии и идиальный силуэт. Живанши научился создавать идеальный крой, при условии которого корсет был не нужен, ведь платье скрывало мелкие недостатки фигуры.
Вечернее платье-трансформер
Кадр из фильма Сабрина, 1961 г.
Как-то в только что открытое ателье позвонил агент актрисы Одри Хепберн и сказал, что его клиент хочет познакомиться с кутюрье, чтобы Живанши создал для нее костюмы для фильма. Естественно, Юбер обрадовался. Только его помощница не записала имя актрисы. Дизайнер весь день ждал другую актрису - Кэтрин Хэпберн. Но в ателье пришла стройная и миниатюрная Одри. Живанши удивился, но согласился создать костюмы для фильма "Сабрина". Фильм вышел на экраны в 1953-м году и наряды Одри восхитили публику, свершили настоящий переворот в мире моды. Но имя Живанши даже не упомянули в титрах, хотя костюмы (и художница по костюмам этого фильма Эдит Хэд) получили "Оскар". Актриса прибежала к Живанши со слезами на глазах, извиняясь за это, будто это была ее вина. Юбер успокоил актрису, сказав, что после выхода на экран фильма молва все же сделала его популярным, все знаменитые француженки приходили в его ателье и просили пошить маленькое черное платье, как у Сабрины. Так что именно Одри сделала Юбера популярным. А Одри не раз говорила, что именно Юбер сделал ее иконой стиля.
Так или иначе, Живанши создал два главных наряда для этого фильма - маленькое шелковое платье с пышной юбкой черного цвета и абсолютно невероятное белое вечернее платье-футляр с длинным шлейфом, который отстегивался. Это нововведение потом использовали и Оскар де ла Рента, и Дом Dior, и многие другие марки. Платье было вручную расшито черными шелковыми нитками и с отстегнутым шлейфом превращалось в коктейльный наряд.
Как-то Баленсиага сказал Живанши: "Вышивание цветочков, возня с деталями — это не кутюр. Кутюр — это простое платье, где нет ничего, кроме линии, силуэта, но отличной линии и идеального силуэта". Но Живанши любил и простоту и мелкие детали. Поэтому в новом платье-трансформере Живанши объеденил два тренда того времени - вышивку и четкие линии.
Маленькое черное платье
Кадр из фильма "Завтрак у Тиффани"
Живанши создал костюмы еще для одного фильма Хебперн - "Завтрак у Тиффани". Именно в этой ленте Одри впервые продемонстрировала кардинально новый силуэт - маленькое черное платье до колена. Наряд стал классикой, и сейчас представлен практически в каждой коллекции всех брендов.
Блуза с воланами
Блуза "Беттина", коллекция Givenchy 1952 г.
Сейчас воланы на рукавах в моде, а этому мы, между прочим обязаны именно Живанши. Впервые он создал модель блузы с рукавами в рюшах в феврале 1952 года. Эту модель, сдержанную и лаконичную блузу из хлопка с черно-белыми воланами на рукавах, он создал для Беттины Грациани, в честь нее и назвал свое творение - блузу "Беттину" (Bettina blouse).
Двубортный брючный костюм для женщин
В середине 80-х благодаря своей музе Одри Хепберн Живанши ввел еще один тренд, который актуален и сейчас, а в конце 2017 стал главной вещью сезона. Это женский брючный костюм с двубортным жакетом. Брюки со складками и жакет, скроенный на манер мужского, с английским воротником на 3 пуговицы, Одри надела на одно из светских мероприятий, где появилась вместе с самим кутюрье. С того момента все женщины мира стали все чаще носить такой "мужской" наряд, который идеально подчеркивал женственные формы любой девушки.
Платье бюстье свободного кроя
Наряды Жаклин Кеннеди от Givenchy
В начале 60-х главным трендом в кутюрных нарядах был приталенный силуэт. Жаклин Кеннеди заказала Живанши "особое" платье для открытия выставки "Мона Лиза" в Национальной галерее Вашингтона в июне 1963 года, за несколько месяцев до убийства прездента. Юбер решил вкорне изменить подход к созданию платьев для первой леди США. Он создал платье-бюстье свободного кроя из нежно-розового шифона с вышивкой фарфором и кристаллами от Олега Кассини. Это платье покорило всех в один момент. Простой крой на подобии индийских сари и платьев греческого стиля стало трендом, который в моде и по сей день.
Пальто в стиле преппи
Одежда Одри Хэпберн от Givenchy на аукционе украшений актрисы
Да, у Живанши было много известных клиентов, но его музой всегда была Одри Хэпберн. Для нее он создал новую модель верхней женской одежды - пальто в стиле преппи. Такие пальто трапециевидной формы ранее носили только школьницы младших классов аристократических школ. Но на миниатюрной Хепберн оно выглядело так органично, что в середине 60-х стало одним из главных трендов. И сегодня можно встретить массу вариантов на эту тему.