Подводя итоги 2018 года, одним из самых популярных трендов можно смело назвать бодипозитив. В уходящем году это движение продолжило активную борьбу со стереотипами, в частности с культивированием худобы как абсолютного бьюти-идеала. Этот шаблон был сломан с треском, а хорошим примером тому служат многочисленные рекламные кампании и обложки с плюс-сайз моделями: взять хотя бы нашумевшее видео I am what I am от Mango с моделью Эшли Грэм. Но и у этого позитивного движения есть свои подводные камни...
Первоначальная идея бодипозитива заключалась в том, что каждое тело прекрасно. Движение хотело помочь людям с совершенно разными внешними данными почувствовать себя красивыми и уверенными. Большой акцент делался на поддержку мужчин и женщин с особенностями внешности, которые невозможно изменить: речь об утраченных конечностях, глубоких шрамах после операций, следах физического насилия. Кроме того, бодипозитивное движение направленно на развитие толерантности: люди с особенностями внешности не должны подвергаться дискриминации и оцениваться предвзято.
Многие люди недовольные своей внешностью учились принимать свои плюсы и минусы, и любить свое тело. Более того – бодипозитив не просто убедил девушек бросить подгонять себя под навязанные глянцем шаблоны, а устроил целую революцию в бьюти и фешн сферах. Теперь по подиумам ходят модели плюс-сайз, девушка с витилиго становится “ангелом” Victoria’s Secret и мелькает на обложках самых известных журналов, а кукла Барби продается с разным весом, ростом и цветом кожи.
Казалось бы, все прекрасно: теперь женщины могут расслабиться и сами выбрать оптимальный для себя внешний вид. Мечтаешь о плоском животе? Скорее в спортзал! Хочешь съесть кусок торта на ночь? Вперед, никто не вправе осудить! Еженедельно делаешь педикюр или, наоборот, не видела своего мастера уже года три? Все это – только твое дело.
Увы, эти сценарии немного утопические. Одним из достаточно громких звоночков была история с похудением Джиджи Хадид. Фигуристая модель резко потеряла вес и получила множество негативных комментариев в соц сетях. Писали в частности и о том, что модель подстраивается под подиумный стандарт. Джиджи ответила поклонникам, что на фигуру повлияло взросление и стресс, но этот пример наглядно показывает однобокость сегодняшнего бодипозитива. Неприятной тенденцией становится то, что осуждение полных приравнивается к бодишеймингу, а осуждение чрезмерно худых или просто стройных спокойно сходит с рук.
Другие искаженные идеи движения можно ежедневно видеть на просторах интернета: девушки, которые по той или иной причине отказываются от спортзалов, макияжа и косметологических процедур, начинают явно осуждать любительниц всего перечисленного. В лучшем случае указывают на то, что маникюр, эпиляция и декоративная косметика вышли из моды. В худшем доходят до обвинений в мизогинии…
Спасти ситуацию поможет возвращение к основам. Когда мы снова вспомним о том, что бодипозитив о толерантности и принятии, движение получит свое второе дыхание. Ну а пока, с высокой скоростью, оно набирает не только сторонников, но и противников. Может потому, что под маской свободы и любви к себе нам опять навязывают жесткий стандарт?