Елена Белова: «Задача парфюмера — попасть в коллективное бессознательное»

Кто такой настоящий парфюмер? Как создаются ароматы? Какие самые популярные ошибки в выборе парфюма и как развивать в себе вкус? Обо всём этом мы поговорили с Еленой Беловой, основателем школы парфюмеров и нишевого парфюмерного дома Parfum Facteur.

Елена, вы одна из немногих, кто в Украине обучает искусству создания ароматов. Кто приходит к вам в школу?

Совершенно разные люди. От бизнесменов до простых людей, которые хотят получить новый взгляд на мир ароматов. Когда я на первом занятии показываю работы выпускников, ученики пугаются — думают, что никогда не смогут такое создать. А потом на своём выпуске удивляются, потому что могут. Кстати, на выпускной я приглашаю своих коллег-экспертов (Влада Зварыча, Евгения Лазарчука), которые объективно оценивают работы учеников.

Конечно, настоящих парфюмеров редко получается вырастить. Но у нас и нет задачи сделать это за 13 занятий.

А кто же он, настоящий парфюмер?

Это человек, который готов регулярно изготавливать качественный парфюм. Он выработал свой почерк, его ароматы понятны и носибельны, они готовы к продаже на рынке. Можно, конечно, смешать пять эфирных масел и говорить, что «я парфюмер», но вряд ли такие ароматы будут востребованы. Чтобы стать профессиональным парфюмером, нужны годы. Выучить базу ингредиентов — это полдела. А вот чтобы понять, как эти ингредиенты работают друг с другом, понадобится вся жизнь.

А как обстоят дела у наших парфюмеров с маркетингом? Могут ли они в этом плане конкурировать с мировыми брендами в плане самопрезентации и продаж?

С гигантами мы конкурировать не можем, так как для такого уровня маркетинга нужны большие вложения. Но на рынке Украины мы вполне конкурентоспособны даже в нишевом секторе. Мы создаём ароматы, которые понятны и близки жителям Украины. У меня есть линейка The Flavors of Ukraine, которая раскрывает национальные мотивы. Я её создавала, чтобы передать впечатление об украинских женщинах — их мягкости, уютности, «вкусности». Это ароматы парного молока, ржаного хлеба… Такую девушку хочется съесть! В противовес женским вкусным ароматам, в этой же линейке есть «Козак» — мужской, дерзкий и брутальный.

Или вот потрясающий парфюм с чернобрывцами, который сейчас можно найти у бренда Arboretum (Chornobryvtsi). Я использовала цветы, которые растут в каждом дворе, мы их с детства помним — поэтому аромат попадает прямо в коллективное подсознательное украинцев.

Мне кажется, мы уже немного устали от «заграничного», от того, что штампуется в огромных количествах. И культурная элита (хотя я не люблю эти пафосные определения), дизайнеры, художники с удовольствием выбирают украинские ароматы.

А кто целевая вашего бренда Parfum Facteur?

У меня есть несколько линеек для разных людей. Но всё-таки это люди со вкусом — которые не пойдут в переход, в «разливайку», даже в люксовый отдел магазина косметики. Им мало интересны безликие парфюмы а-ля «розочка из мыла». Им хочется индивидуальности, ярких красивых образов, они пресыщены. Вкус в парфюмерии развивается точно так же, как и вкус в еде, моде. Когда-то нам и одежда с рынка, и «Италия, сделанная в Турции», казались верхом совершенства. Растём мы, растёт наш вкус, страна открыта, молодёжь более интернациональна и избирательна.

Читайте також

Что нужно знать про украинскую парфюмерию: рассказал парфюмист Влад Зварыч

Расскажите же, как началась ваша парфюмерная история и развитие вашего вкуса?

Парфюмеры всегда были для меня небожителями. Я росла в советское время, когда практически везде была одна «Красная Москва», а французские ароматы казались чем-то сверхъестественным.

Но началось всё случайно. Я уехала в Кемерово — от отчаяния, когда рассталась с молодым человеком и захотела поменять абсолютно всё. Выбрала нестандартную для моей семьи и окружения специальность «Технология жиров, эфирных масел и косметических продуктов». Мама возмущалась — говорила, что я буду варить мыло и майонез после окончания!

Потом, правда, я получила ещё одно образование в издательской сфере и ушла работать на телевидение, долго не возвращаясь к первой профессии. Когда подросли дети, мы уехали в Киевскую область и организовали экопоселение. К нам приезжало много людей на волне интереса к экотеме, и они просили сувениры на память о нашем прекрасном месте. Тогда я вспомнила первую специальности, и мы с дочерью стали варить мыло из местных трав.

В 2010 году это было в новинку, и именно с этого началось «возвращение». Появились новые материалы, доступ к информации, я стала интересоваться, ездить на конференции. И вот на одной такой конференции в Никитском Ботаническом саду познакомилась с Бруно Косси, другом известных французских парфюмеров. Он помог организовать эксклюзивное обучение для меня и группы друзей в Грассе во Франции. И на два года я уехала постигать искусство парфюмеров.

Елена Белова парфюм

Нужно ли парфюмеру обострённое обоняние?

Оно развивается. Я всегда говорю о том, что важно мыслить образно. Масла и компоненты — это как краски, которыми нужно научиться пользоваться художнику, чтобы нарисовать образы. В течение двух-трёх лет регулярных занятий обоняние можно развить.

Вот поэтому, когда в парфюмерный мир приходят люди, которые не наполнены внутри, которым нечего сказать, у них ничего не получается. У вас должны быть истории.

Как работает у вас парфюмерная ассоциация? Что происходит в голове парфюмера, когда он слышит разные ароматы?

Всё работает так же, как у художников. Они видят образы и пытаются их передать при помощи красок. В парфюмерии это намного сложнее, потому что обоняние у всех разное. Мы почти все визуалы и нам сложнее через нос воспринимать образы. Но у ароматов есть удивительное свойство — возвращать нас в прошлое, когда мы слышали этот запах и испытывали какие-то чувства. Запах не забывается. И когда парфюмеру удаётся попасть в коллективное бессознательное, это нравится очень многим.

Как вырисовывается образ аромата, над которым вы хотите поработать? Через искусство, воспоминания, путешествия?

Изначально я создавала для себя ароматы мечты. Я о чём-то мечтала и мне нужно было запечатать это желание в аромат, чтобы оно всегда было со мной. Толчком к этому может быть что угодно. Например, у меня есть парфюм 15 Juillet, который на самом деле должен был называться «14 июля» — это День взятия Бастилии и день, когда произошёл терракт в Ницце.

Помню, что мы узнали об этой трагедии, когда сидели за городом и пили чай под абрикосами. И мне захотелось создать что-то светлое — как-то уравновесить то страшное, что произошло. И я запечатлела это воспоминание о чае с друзьями в красивом сливочно-абрикосовом аромате.

Вот поэтому, когда в парфюмерный мир приходят люди, которые не наполнены внутри, которым нечего сказать, у них ничего не получается. У вас должны быть истории.

Елена Белова украинские ароматы

Был ли такой парфюм, который поразил вас, несмотря на большой опыт?

Из современных, наверное, нет. Вот в 90-е годы было много того, что согревало, и что отвращало. Я хорошо помню, как заходила в магазины, нюхала эти «компоты» и понимала, что я ничего не могу выбрать. Когда ниша ещё не появилась, кругом были одни бессмысленные ароматы, от которых болела голова. Я тогда вообще решила не пользоваться парфюмом, потому что не могла носить то, что предлагали.

В жаркую погоду уместно наносить парфюм в яремную ямку, под колено, на локтевой изгиб или затылок. Так, чтобы аромат лежал очень близко к телу. И не раздражал окружающих.

А это нормально вообще, не пользоваться парфюмом?

Конечно. Я на себя ароматы вообще никогда не наношу. Только идя на встречи, когда парфюм должен быть частью образа.

Говорят, что наносить на себя яркие нишевые парфюмы в жаркую погоду — не комильфо. Вы согласны?

Думаю, что наносить можно, но аккуратно. В яремную ямку, под колено, на локтевой изгиб или затылок. Так, чтобы аромат лежал очень близко к телу. И не раздражал окружающих. Другое дело — нанести обильно на одежду и потом ещё обновлять в течение дня… Это уже не совсем нормально. На первых занятиях в школе я рассказываю о парфюмерном этикете, это азы.

А вот когда девушка сочетает ароматизированный дезодорант и парфюм…

Людей приучили к сильным запахам — они не понимают, что это может быть неприлично. Многие даже не знают, как пахнет роза — они думают, что это запах отдушки в мыле. Я часто слышу, как говорят, что не любят запах розы. Да вы просто не знаете её аромат!

Parfum Facteur ароматы

Какие ещё популярные ошибки вы встречаете при ношении парфюма? Я вот слышала, что нельзя растирать аромат на запястье…

Что, молекулы ломаются? Это совершенная ерунда, миф. Разве можно сломать молекулу? Самое страшное, что может произойти — если у вас грязное и потное запястье, то запах начнёт меняться от втирания в кожу. Аромат может окислиться, и то для этого нужно несколько часов, но его молекулы точно не поломаются.

Такие мифы рождаются, когда кто-то поумничал, а потом все это повторяют. Помню, как один из таких мифов распространила девушка, представляющая у нас номерную парфюмерию. Её пригласили на ТВ, где она рассказывала, как определить, натуральный парфюм или нет. Капаете на зеркальце, поджигаете. Если горит — значит, там есть масла. Если не горит или стекает жир — ненатуральное. Это настолько дикая история! Сразу понятно, что человек вообще не знает, как производится парфюмерия. Вы никогда не определите подобным способом, натуральный парфюм или нет — при изготовлении мы добавляем несущие вещества, а ещё вяжущие фиксаторы, которые продлевают звучание парфюма. И именно они могут давать жирную плёнку.

Самая популярная ошибка — неуместность аромата. Обычно человек начинает сам понимать — что-то не то. И перестаёт носить жаркий парфюм в знойную погоду, когда хочется более лёгкого. Представьте юную девушку в таком ярком альдегидном аромате как Chanel No 5 — она будет вызывать диссонанс, если наденет платье в горошек. Но если она придёт в деловом образе на переговоры в том же аромате, то будет восприниматься очень уместно и всерьёз.

Многие именитые бренды делают ароматы на одних и тех же базах — в итоге они звучат одинаково, с небольшими нюансами. И мне они кажутся ужасными, при том, что их любят.

Удовые ароматы выражают глубину и значительность. Ими часто пользуются статусные и сильные личности, под чьё мнение подстраиваются.

А какие из марок громких домов вы любите?

Все нишевые линейки Guerlain, Chanel, Dior. К сожалению, часто достойная ниша идёт на поводу у потребителя, передвигая ассортимент в люкс. Ну тогда вы теперь не можете называть себя нишей, если звучите как плохой люкс!

Некоторые мои знакомые парфманьяки уже и к нишевым популярным домам относятся как к масс-маркету. Например, называют попсой Kilian, Diptyque…

Я называю это снобизмом. У того же Kilian есть потрясающие ароматы, но при этом Good Girl Gone Bad я бы на себя в жизни не надела. А Montale 10-летней давности я просто обожала. Снобизм хорош, если не вырывается наружу. Он даёт запрос на рост, пока не выходит со словом «фу».

Украинский парфюмист Елена Белова

Что сейчас актуально и куда мы движемся?

Актуальна индивидуальность. Уже никто не покупает то, что есть у всех. Парфюмерия становится способом самовыражения, хотя вкусы ещё недостаточно проработаны. Чтобы развить вкус, нужно просто ходить и нюхать, познавать себя через ароматы. В моде всё ещё лёгкие запахи, потому что большинство из нас работают в офисе и парфюм не должен раздражать окружающих. Это цветочные мотивы, лёгкое дерево, при этом тяжёлые удовые ароматы тоже никуда не ушли. Они выражают глубину и значительность, ими часто пользуются статусные и сильные личности, под чьё мнение подстраиваются.

А как вы относитесь к винтажным ароматам? Почему они по-прежнему востребованы?

Именно с них я начинаю занятия в школе. Когда знакомишься с ретро-парфюмами, понимаешь, насколько высокого класса они были. Конечно, такие ароматы устарели морально — фиалку уже на себя не наносят, та же «Красная Москва» и винтажная Chanel воспринимаются как запах бабушки. И мужчины тоже не хотят, чтобы их женщины пахли как мамы или учительницы из детства. Но качество было великолепным. Те же Nahema или Mitsouko у Guerlain можно сейчас купить у коллекционеров винтажной парфюмерии и поразиться, насколько они хорошо сделаны.

Знаете, как сейчас учат в популярных парфюмерных школах? Сначала создавать аромат на какую-то тему из определённых компонентов. Следующий шаг — создать аромат из синтетических материалов. А что такое синтетика? Например, если в натуральном масле розе сотни компонентов, то в синтетическом — всего один. Следующий шаг — удешевить это в 60 раз. Как думаете, сколько стоит люксовая парфюмерия в производстве? Намного дешевле, чем она стоила в прошлом веке, когда использовали только качественные компоненты.

Если говорить о моих парфюмах, то для Pаrfume Factor я использую до 80% натуральных ингредиентов, которые закупаю напрямую с французских заводов в Грассе. Чтобы правильно передать, рассказать истории из своей жизни и опыта, конечно, нужны качественные компоненты. И я счастлива, когда мои ароматы откликаются в душах других людей, позволяя соприкоснуться с чем-то непознанным, но для каждого очень индивидуальным и узнаваемым.

Beauty Fresh

Події

«Життєва енергія»: як пройшов бранч Connecting Women за участю Каті Жесть

Новинки

Краса на 180 градусів: Книжкова добірка на весну

Зірки

Оля Цибульська знайшла коханку в додатку для знайомств

Фітнес та дієти

Осиная талия за 30 дней: как заниматься с обручем для похудения

Обличчя

Рівний тон: 6 причин додати масло шипшини у свій догляд за шкірою

Новинки

Переваги, за які люблять Solana: чому варто купити токен?

Новинки

6 косметичних засобів, для яких обов'язково має знайтися місце у твоїй весняній косметичці

Персони

ТОП-5 нових книжкових біографій видатних жінок

Догляд за волоссям

Сухий шампунь: що собою представляє та як працює

Фітнес та дієти

Відмінний результат: як схуднути на 5 кг на місяць - дієта та вправи

Wellnes&travel

Чим корисний самий веганський продукт - мигдальне молоко

Персони

Без сексу: що таке платонічні стосунки і чому вони існують

Фітнес та дієти

Олія гхі – чому цей аюрведичний продукт має бути на кожній кухні

Фітнес та дієти

Калланетика: модний вид фітнесу, який варто спробувати

Фарбування

Знову в моді: кому підійде і як вибрати рудий відтінок волосся?

Фітнес та дієти

Розкриємо секрети: як їсти все і не поправитися?